Организация учебной и методической работы
Учебная работа
Учебная работа является важнейшей составной частью учебного процесса.
Учебная работа включает: планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки слушателей.
Основными видами учебных занятий являются:
-
лекция;
-
семинар;
-
групповое занятие;
-
практическое занятие;
-
групповое упражнение;
-
консультация;
-
самостоятельная подготовка слушателей.
Лекция составляет основу теоретической подготовки слушателей. Она проводится с целью дать обучаемым систематизированные основы научных знаний по изучаемым вопросам и акцентировать внимание на базовых и наиболее сложных вопросах темы. Лектор несет ответственность за содержание лекции и качество представления учебного материала слушателям.
Семинары, групповые и практические занятия, групповые упражнения наращивают знания слушателей по изучаемым вопросам.
Их главная цель – углубление и закрепление полученных ранее знаний, формирование и закрепление практических умений и навыков.
Семинары – активная форма, один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении слушателями сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам изучения учебного материала и научных исследований, проводимых под руководством специалиста ГО.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка слушателей к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара).
Планы семинаров рассматриваются и обсуждаются на методическом совещании, утверждаются заместителем начальника и выдаются слушателям за 2-3 дня до его проведения.
Групповые занятия – это вид занятий, который позволяет сочетать различные методические приемы (рассказ, беседа, практическая работа и др.) с активным участием слушателей в ходе его проведения.
Такие занятия проводятся с группами слушателей, которые в силу своих служебных обязанностей имеют определенный уровень знаний по изучаемым вопросам, или прибывшими для повторного обучения в связи с истечением установленных сроков периодичности подготовки по вопросам ГО и защиты от ЧС.
Практические занятия – проводятся с целью практического освоения слушателями приемов и способов разработки отдельных управленческих документов, производства расчетов, оформления рабочих карт и выполнения других работ, а также изучения и приобретения навыков работы с образцами техники, измерительных и контрольных приборов.
Групповые упражнения – проводятся с целью закрепления теоретических знаний и приобретения некоторых практических навыков организаторской работы по подготовке к проведению и проведения АСДНР в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.
Для проведения группового упражнения разрабатываются соответствующие задания, вводные, планы наращивания обстановки и другие необходимые документы.
При проведении группового упражнения все обучаемые выступают, как правило, в роли одного должностного лица.
С некоторыми категориями обучаемых (руководители организаций, руководители органов управления ГОЧС) групповое упражнение может проводиться в составе групп управления (когда назначается руководитель соответствующего уровня – города, района, поселения, организации и другие должностные лица этого органа управления).
Консультации – как вид занятий являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала.
Консультации проводятся специалистами ГО в соответствии с расписанием занятий.
Консультации могут быть индивидуальными или коллективными в составе учебной группы.
Самостоятельная работа – как вид занятия является важной составной частью учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления знаний, полученных на занятиях, активного поиска новых дополнительных знаний путем самостоятельной работы, для подготовки к семинарам, другим занятиям и сдаче зачетов.
Самостоятельная работа может проводиться в учебных классах под руководством специалистов ГО или по усмотрению слушателей самостоятельно вне ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС».
Для проведения всех видов занятий (кроме консультаций и самостоятельной работы) должны быть разработаны соответствующие методические разработки, план-конспекты (планы) проведения занятия, дидактические и другие учебные материалы.
При проведении любого занятия со слушателями специалист ГО обязан иметь утвержденную методическую разработку по теме занятия, утвержденный план-конспект проведения занятия, учебные пособия, дидактические и другие учебные материалы.
Методическая работа
Методическая работа является составной частью учебного процесса, одним из основных видов деятельности руководства и специалистов ГО.
Методическая работа ведется с целью совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов ГО, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий.
Методическая работа планируется на учебный год и включается отдельным разделом в План основных мероприятий ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС».
Методическую работу организуют, планируют и контролируют ее выполнение заместители начальника.
Методическая работа включает:
-
разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;
-
повышение педагогического мастерства специалистов ГО (организация подготовки и проведения учебно-методических сборов, методических занятий и самостоятельной работы специалистов ГО);
-
организацию и проведение контроля учебных занятий;
-
рассмотрение эффективности обучения на заседании учебно-методического совета;
-
организацию работы учебно-методического совета;
-
изучение, обобщение и распространение передового опыта методической работы;
-
оказание методической помощи органам управления ГОЧС муниципальных образований по вопросам подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными организационными формами методической работы являются:
-
учебно-методические сборы;
-
заседания учебно-методического совета;
-
инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия;
-
взаимные посещения занятий специалистами ГО.
Учебно-методические сборы ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС» самостоятельно не проводит. Руководство и специалисты ГО учреждения привлекаются на учебно-методический сбор, который планирует и проводит ДПЧС Ростовской области с периодичностью 1 раз в год.
Эти сборы проводятся, как правило, перед началом учебного года. На них подводятся итоги учебной и методической работы за прошедший год, уточняются задачи на предстоящий год, обсуждаются актуальные вопросы методической работы, передовой опыт организации учебного процесса и методики преподавания, наиболее целесообразные пути их внедрения.
Работа учебно-методического совета организуется и проводится в соответствии с Положением об учебно-методическом совете.
Для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий разрабатываются следующие виды учебно-методических материалов:
-
методическая разработка;
-
задание для проведения группового упражнения;
-
план проведения занятия;
-
план семинара;
-
учебно-методические материалы для приема зачетов;
-
дидактические материалы.
Методическая разработка – это документ, который определяет содержание занятия и действия специалистов ГО в период подготовки к нему и в ходе его проведения. Она должна быть пособием для специалистов ГО, раскрывающим формы, средства и метод обучения применительно к конкретной теме занятия.
Методическая разработка разрабатывается специалистами ГО для подготовки и проведения лекций, семинаров, групповых занятий, групповых упражнений и практических занятий с учетом требований учебных программ, категорий обучаемых и имеющейся учебно-материальной базы.
План проведения занятия.
На каждое занятие, должен разработать и иметь план или план-конспект его проведения. План (план-конспект) проведения занятия является рабочим документом специалиста ГО и составляется в удобной для него форме, но при обязательном отражении в нем темы, учебных целей, времени проведения, учебно-материального обеспечения и подробно расписанный порядок последовательности отработки каждого раздела и учебного вопроса, необходимые формулировки, расчеты, напоминания о времени использования слайдов и других наглядных пособий, применение соответствующих методических приемов, вопросов, задаваемых слушателям, ожидаемых вариантов ответов и др.
План (план-конспект) проведения занятия составляется на учебный год с учетом организации и проведения занятий с конкретной категорией слушателей, и утверждается заместителем начальника Учреждения.
План семинара.
Проведение семинарских занятий предусматривается в тематическом плане каждой учебной программы.
Для проведения семинаров заблаговременно разрабатываются соответствующие планы, которые рассматриваются на заседании предметно-методической комиссии, утверждаются начальником Учреждения и вручаются обучаемым за 2-3 дня до начала их проведения.
Время проведения семинара определяется в расписании занятий со слушателями.
В плане семинара указывается тема, учебные цели, время на его проведение, вопросы для обсуждения, нормативно-правовые документы, другие источники и литература, рекомендуемые для использования при подготовке к семинару.
Комплект учебно-методических материалов для приема зачетов от слушателей разрабатываются заблаговременно по каждой программе обучения и утверждаются начальником учреждения.
Для повышения и совершенствования методического уровня специалистов ГО планируются и проводятся:
-
показные занятия;
-
инструкторско-методические занятия;
-
открытые занятия;
-
пробные занятия;
-
взаимные посещения занятий.
Показные занятия проводятся лучшими специалистами ГО. Они проводятся с целью установления единых взглядов на содержание, организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием современных технических средств и новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются специалисты ГО, которые в это время не проводят учебных занятий. На показных занятиях демонстрируются наиболее целесообразная организация проведения занятий, рациональное материальное обеспечение занятий и наиболее эффективные методические приёмы обучения слушателей.
Инструкторско-методические занятия организуются и проводятся в целях определения и установления единых взглядов специалистов ГО на структуру, содержание, организацию и методику проведения основных ключевых тем учебной программы. Они проводятся начальником, заместителями начальника, или наиболее подготовленными опытными специалистами ГО.
Открытые занятия проводятся специалистами ГО в соответствии с расписанием занятий с целью обмена опытом и оказания помощи, особенно молодым специалистам ГО, в организации занятий и методике их проведения.
На открытых занятиях присутствуют все свободные от учебных занятий специалисты ГО. Открытые занятия планируются и проводятся не реже одного раза в месяц.
Каждое открытое занятие после его проведения обсуждается на методическом совещании. В обсуждении открытого занятия принимают участие все специалисты ГО, которые присутствовали на занятии.
После обсуждения начальник или его заместители отмечает положительные стороны и недостатки проведенного занятия и дает рекомендации о наиболее целесообразных методах и приемах его проведения в дальнейшем.
На методическом совещании дается оценка специалисту ГО, проводившему занятие.
Пробные занятия проводятся по мере необходимости с целью определения подготовленности специалиста ГО к проведению учебных занятий по конкретной теме и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями.
Пробные занятия проводятся в присутствии всех специалистов ГО без привлечения слушателей и обсуждаются на методическом совещании или заседании предметно-методической комиссии.
В случае успешного проведения пробного занятия и соответствующей рекомендации методического совещания или предметно-методической комиссии принимается решение о допуске специалиста ГО к самостоятельному проведению занятий.
Пробные занятия могут также проводиться для определения организации и методики проведения занятий преподавателем по новым для него темам обучения.
Взаимные посещения занятий специалистами ГО является одной из форм повышения их методического мастерства путем обмена опытом, подготовки и проведения занятий и товарищеского обсуждения содержания и методики проведенного занятия.
Количество взаимных посещений каждым преподавателем планируется не реже 2-х раз в год.